Удивительно, но в архивных документах конца XIX в. название перевала «Чике-Таман» переводится как «Тещин язык».
Одно из первых описаний перевала было сделано летом 1898 г. Чуйский тракт тогда обследовала экспедиция под руководством поручика инженерных войск Павла Голышева.
Именно эта экспедиция провела детальное обследование перевала и дала его описание: «…Второй перевал … называется «Чике-Таман» и находится в версте от Заимки Поликарпова. Путь этот проложен по каменистому грунту, состоящему из скатившихся глыб и полуразрушенных с поверхности целиков гранита. Неровная и довольно узкая дорожка мелкими зигзагами вьется по горе до самой ея вершины и в этом виде едва удобна для вьючнаго движения. Спуск с горы несколько положе подъема и дорожка также мелкими же зигзагами проложена в каменистом скате горы…».
Чике-Таман в те годы считался не только одним из самых сухих, но и наиболее крутым перевалом, езда через который была утомительная как для седока, так и для лошади.
Источники: Государственный архив Республики Алтай ГААК. Ф. 81. Оп. 1. Д. 21. Л. 2-24. Фотографии из Госкаталога музейного фонда РФ