На RUTUBE состоялась премьера серии «Учебный курс по русофобии» из моего документального проекта «Личный враг короля». Я рассказываю о тех, кто переписывает историю наших соседей и как учебники в странах СНГ становятся идеологическим оружием. Процесс пошёл со школьной скамьи — тихо и системно.
Они не маргиналы и не блогеры. Антироссийские установки продвигают профессора, доценты, академики, зачастую отмеченные российскими наградами за вклад в науку. Некоторые читают лекции в российских вузах, состоят в штате университета, в экспертных советах, публикуются в наших журналах — и параллельно пишут учебники, где Россия представлена «оккупантом» и «врагом».
С фамилиями этих «учёных» связаны организации, которые в России уже признаны нежелательными или ликвидированы как угроза национальной безопасности. О них я неоднократно говорил: под видом образовательных, культурных и исследовательских проектов они создавали пятую колонну — сеть влияния, ориентированную на Запад. Теперь тот же сценарий запущен в странах СНГ.
«Историки» — идеальные проводники западных идей, замаскированные под «международных специалистов». Их курируют фонды British Council, Aga Khan Foundation, USAID, Open Society. А результат их работы — новое поколение студентов в СНГ и даже в России, воспитанное на русофобии.
Кто пишет учебный курс по русофобии?В Казахстане антироссийскую повестку продвигают Зиябек Кабульдинов, Канат Ускембаев. Для Заринэ Джандосовой Россия — угнетатель свободных народов, но при этом она заведует кафедрой Центральной Азии и Кавказа Санкт-Петербургского госуниверситета. Историков, которые обвиняют нашу страну в «уничтожении казахской идентичности», поддерживают грантами British Council, Фонд Ага Хана, USAID.
В Азербайджане — профессор Ягуб Махмудлу, автор пособия, где школьникам рассказывают, будто «советские военные готовились к истреблению азербайджанского народа», а Россия «оккупировала Азербайджан, Поволжье, Крым». Его коллега Керим Шукюров рассуждает о «российской аннексии», «геноциде» и «уничтожении чеченского народа».
В Киргизии — историки Осмонов, Иманкулов и Чоротегин, выпускники западных программ USAID, превращают историю в набор штампов о «уничтожение государственности» и «гнёте». Чоротегин десятилетиями связан с «Радио Свобода» и BBC, а финансирование его исследований идёт из NED и Sigrid Rausing Trust.
В Таджикистане — Намоз Хотамов, бывший советский учёный, резко поменявший взгляд после «обучения» в Университете Джонса Хопкинса, где его куратором был советник ЦРУ по России. Теперь он пишет учебники, где Российская империя представлена как «оккупационный режим», а советский период как «эпоха эксплуатации». И даже строительство железной дороги вывернул как грабёж и выкачку ресурса по «хлопковому пути». После ухода хранительницы истинной истории Рахат Набиевой, которая писала о достижениях советской эпохи, великих стройках и переходу от средневекового быта к вершинам прогресса, тенденция очевидна: на постосоветском пространстве внедряют агрессивную деколонизацию.
Вопрос, кто сильнее: их гранты или наша память.
Но есть и обратный процесс. Так, на конференции «Алтай — прародина тюрков» с участием Владимира Мединского, госсекретарей Казахстана и Киргизии было решено создать единые учебники по истории. И пусть пока это меморандум, но важна готовность говорить с Россией не языком подозрений, а языком памяти и сотрудничества.









































